Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………3
1. Диагностика ценностей, методы и средства их формирования……4
2. Методики изучения ценностей ……………………………………….9
3. Методы диагностики интересов, установок и ценностей…………..14
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………….29
Фрагмент для ознакомления
2
Именно «конечные цели» служат критерием оценки для группировки ценностей в несколько устойчивых ценностных групп, а те, в свою очередь, организуются в круговую структуру, универсальную для всех культур. Основной особенностью, позволяющей использовать эту методологию в разных странах, является применимость круговой структуры ценностей в разных культурах.
Метод был разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке анкеты автор использовал методологию Рокича, модифицируя, расширяя и совершенствуя ее концептуальную основу. Значительная часть слов-индикаторов в анкете Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальная часть — из различных международных и религиоведческих текстов.
Шварц повторно проанализировал некоторые ранее собранные данные и предложил типы значений, которые частично подтвердили теорию Рокича о двух векторах значений.
На основе имеющейся информации Шварц разработал новую теорию изучения ценностных ориентаций. Шварц использовал полученные данные для моделирования теоретической методологии, охватывающей широкий диапазон значений. В современной науке и практике существует острая потребность в инструментах измерения, которые имели бы достаточно развитую теоретическую основу и были бы эффективны при изучении как групповых ценностей, так и ценностей личности.
Анкета Шварца основана на теории, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.[3]
Анкета состоит из двух частей:
Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, влияющих на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении. Эта часть состоит из двух списков имен, включающих 57 значений. Каждую из предложенных ценностей респондент оценивает по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Самое важное в моей жизни» (+7).
Вторая часть опросника Шварца направлена на изучение ценностей, которые чаще всего проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется пятибалльная шкала.
Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжированию, как это сделал Рокич) исключает фактор взаимозависимости значений предложенных характеристик. Наличие отрицательного балла на шкале позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди склонны воздерживаться в своем поведении.
Техника Рокича
Система ценностных ориентаций определяет значимую сторону личности и составляет основу взаимоотношений человека с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой, основу его мировоззрения и его «философии жизни».
У каждого человека есть набор ориентиров для его или ее жизнедеятельности. Это многоуровневая система целей, которых он стремится тем или иным способом достичь. Эти цели и мотивы поведения имеют свое расположение относительно друг друга в зависимости от их временной перспективы и важности. Эта позиция влияет на мотивацию поведения. В трудовой деятельности коллектива представление о жизненных целях работников не только помогает точнее прогнозировать, но и стимулирует их поведение.
Информацию о системе жизненных целей человека можно получить с помощью метода изучения ценностных ориентаций. Методика принадлежит г-ну Рокичу и была разработана в 1973 году. Рокич определяет личные ценности как «устойчивую веру в то, что определенное поведение или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем «противоположное или перевернутое». способ поведения или конечная цель существования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2022, №8.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 2017. С.344.
3. Вершловский С.Г. «Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности»: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 2020. - С. 5-24.
4. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2019. С.102-109.
5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 2018. С.272.
6.Здравомыслов А. Г. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. — М.: Высш. шк., 2016. -783 с.
7.Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР: Т. 2. М.: Мысль, 2019.
8.Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2021. - 701 с.
9.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2022. - 70с.;
10.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. № 3. М., 2020. С. 124— 129.
11.Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 2021. - 190 с.
12.Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека /И.Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 2022. - С.3-12;
13.Копысова Л. А. Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности /Л. А. Копысова, И. В. Шешунов// Вестник ТГПУ. 2020. Выпуск 4 (94) С. 68-74.